Из истории иконописной мастерской

Из истории иконописной мастерской села Покча Чердынского уезда

М.И. Ветчакова, г. Чердынь

Село Покча расположено в семи километрах от Чердыни. Славится оно не только своей древней историей, но и мастерами, благотворителями, попечителями. Достойным примером для современников могут быть деяния и уклад жизни династии иконописцев Федосеевых, обладавших высокой духовной культурой и нравственностью, необычайным трудолюбием и мастерством.

Семья Федосеевых

Когда Василий Иванович Федосеев основал иконописную мастерскую в селе Покча Чердынского уезда, пока неизвестно. Но уже с середины XIX века она упоминается в разных документах, хранящихся в архиве краеведческого музея. В.И. Федосеев, владелец мастерской, из крестьянин с. Покча. Где обучался иконописному мастерству – также неизвестно. Скорее всего, он получил домашнее образование. В.И. Федосеев не только писал иконы, но и резал и золотил киоты, иконостасы для храмов и часовен Чердынского уезда, а также принимал заказы из разных городов Прикамья.

В 1854 году усердием Григория Вилесова при старосте Петре Вилесове покчинский мастер изготовил иконостас для церкви Пророка Ильи села Анисимова. В этом же году в документах по Успенской церкви г. Чердыни находим следующие сведения: «Села Покчи крестьянину Василию Федосееву за работу балдахина и двери ко гробнице и за переплёт различных церковных книг выдано 40 рублей»; «Села Покчи крестьянину подрядчику по позолоте и переборке всего иконостаса в тёплом храме Богоявления Господня Василию Ивановичу Федосееву на покупку золота и редких материалов для означенного предмета записано 394 рубля 61 копейка и все статьи расхода снабжены расписками в книге получателем В.И. Федосеевым». Следующая запись относится к 1868 году: «В январе крестьянину В.И. Федосееву за работу киота, за правый клирос и перенесение прежнего за левый выдано 95 рублей»1.

В 1867 году мастер изготовил двухъярусный, вызолоченный червонным золотом иконостас и два отдельно стоящих золочёных киота с иконами для Покровской часовни, возведённой на Торговой площади в Чердыни. Часовня была построена в «Память чудесного избавления Государя Императора Александра II от рук злоумышленника»2.

В 1869 году Василий Иванович получил заказ от монахов Свято-Троицкой Стефано-Ульяновской обители на изготовление киотов для двух древних святынь – икон Спаса Нерукотворного и Похвалы Пресвятой Богородицы. В письме отца Феодосия, выполнявшего послушание по сбору пожертвований для обители в городах Пермского края, адресованном игумену Матфею из Чердыни в 1869 году, сообщается: «Василию Ивановичу Федосееву письмо написал и просил две рамы сделать на Спасителя и Божией Матери Похвалы позолоченным отливом и с резьбами позолоченными же на полимент, мы были у него и вручили письмо и просфору, он очень ласково принял и беседовал несколько часов за чаем о спасении души. Он спрашивал, скоро ли вам надо. Цены не объяснил ничего, сколько будут стоить, он очень набожный человек, и я думаю, дорого не возьмёт, только он небогатый крестьянин»3.

По описи Благовещенской церкви села Покчи за 1875 год известно, что Василий Иванович пожертвовал в храм образ «в киоте внутри золочёном на полимент с изображением святого Мароя, наподобие резного, золочёного на полимент»4.

На сегодняшний день известны три иконы, выполненные Василием Ивановичем Федосеевым. Это «Необоримая Стена и Покров России», «Образ Божией Матери Владимирской с избранными святыми», «Святой мученик Марой, святая мученица Фотинья и святой отрок Артемий Веркольский». Первые две иконы входят в коллекцию Чердынского краеведческого музея им. А.С. Пушкина, а последний образ находится в частном собрании.

О жизни Василия Ивановича известно мало, но даже скудные сведения говорят о высокой духовности покчинского мастера. Своего старшего сына он назвал Алипием (1854-1919), в память об известном иконописце преподобном Алипии Печёрском. Набожный крестьянин дал сыну великолепное домашнее образование, которое позволило тому стать владельцем иконостасно-живописного заведения в селе Покча в конце XIX века.

В мастерской Алипия Васильевича работало 25 талантливых умельцев. Это были резчики, столяры, плотники, маляры, позолотчики, иконописцы. Покчинские мастера благоукрашали храмы Чердынского, Соликамского уездов и Коми края. Известно, что А.В. Федосеев «резал» иконостас для церкви во имя Живоначальной Троицы в селе Пожёг Усть-Сысольского уезда. В ноябре 1872 года получил 2350 рублей за трёхпридельный иконостас для нижнего этажа соборного храма Свято-Троицкого Стефано-Ульяновского монастыря. В расходной книге содержится описание иконостаса: «Колонны и резьба … прилично вызолочены на полимент червонным золотом, а гладь окрашена крымшефервенсом на лаку»5. Алипий Васильевич сам устанавливал иконостас, о чём свидетельствует его подпись в книге расходов. При длительной транспортировке могла повредиться позолота, поэтому золочение иконостаса он проводил на месте.

В 1875 году с ним было заключено условие «по устройству нового иконостаса в церкви Преображения и стенной живописи» в Яренске. В монастырской переписке – в письме из Усолья от 17 февраля 1878 года – упоминается о том, что монахи ездили из Чердыни в Покчу к А.В. Федосееву. «Резьба у него вся подготовлена под золотку. Порядочная резьба. Едва мог из его назначения выторговать 60 руб. за 440 руб. Задатку отдал 240 руб., а остальное, по написанному в условии». Очевидно, речь в письме шла о заказе на иконостас для Никольской церкви во втором ярусе монастырского храма. В марте 1879 года Федосеев получил: «за иконостас для Никольской церкви резьбу и за позолотку онаго и резьбы 600 рублей». Ещё 600 рублей получил позднее6.

В 1883 году был освящён новый иконостас в церкви Успения Пресвятой Богородицы. Сохранился план-чертёж иконостаса с подписями заказчика – чердынского купца Василия Николаевича Алина и исполнителя – крестьянина села Покчи Алипия Васильевича Федосеева. Двадцатидевятилетний мастер сумел организовать слаженную работу резчиков, позолотчиков и иконописцев. После капитального ремонта, проведённого в храме, четырёхъярусный иконостас заблистал во всей своей красе. Многочисленные элементы прорезной золочёной резьбы растительного орнамента украшали фигурные иконы, написанные на золотом чеканном фоне. Большая часть икон этого иконостаса сохранилась и представлена в Музее истории православной веры г. Чердыни. Одна из лучших работ А.В. Федосеева – резной золочёный киот, – экспонировалась в 1887 году на Сибирско-Уральской научно-промышленной выставке в Екатеринбурге.

Газета «Пермские епархиальные ведомости» сообщала: «В Усть-Боровском селе церковь каменная двухэтажная, построенная в 1765 году. В верхнем этаже стены и своды храма на средства соликамского купца В.А. Рязанцева в 1894 году расписаны живописью. Устроен великолепный иконостас с новыми иконами. Работы произведены известным в Чердынском и Соликамском уездах иконостасных дел мастером А.В. Федосеевым»7. Имеется в музее и подписная икона «Св. мученик Иоанн воин»8. Написал её Алипий Васильевич в 1912 году для тюремной церкви Скорбящей Божией Матери, находившейся в г. Чердыни. Для этой же церкви покчинские мастера изготовили красивый иконостас.

В 1912 году Алипия Васильевича и его мастеров вновь пригласили работать в Коми крае. 11 декабря церковноприходское попечительство Свято-Троицкой церкви села Пожёг Усть-Сысольского уезда заключило условие «с подрядчиком, купцом Алипием Васильевым Федосеевым», по которому он обязался «сделать живопись на стенах святого храма и построить новый иконостас в память ознаменования 300-летия царствования Дома Романовых во вновь устроенных приделах и проходах сей Пожегодской Троицкой церкви за 9000 руб., в уплату коих прихожане приговором от сего 1912 года ноября 26 дня за №33 ассигновали из собственных своих средств до 6000 руб. единогласно». 29 июля 1915 года окончена вся внутренняя отделка святого храма как живописная, так и иконостасная. Иконостас, по оценке летописца, был богатым и великолепным 9.

В 1896 году в Покче решили перестроить Благовещенский храм. Алипию Васильевичу, как владельцу кирпичеделательного заведения, было заказано 50000 штук кирпичей. Перестройка храма велась по проекту строительно-технического бюро А.Б. Турчевича из Перми. В наградном списке, подготовленном на А.В. Федосеева, находим такие сведения: «В 1898 году устроил иконостасы в тёплом храме, стоимостью 8500 руб., употребив из собственных капиталов средств 3000 руб. В 1899 году произвёл отделку внутренних стен храма, перестроенного в 1896-98 годах, на изысканные лично им средства до 1500 руб. В 1900 году устроил вокруг храма новую ограду стоимостью 3500 руб., лично изыскавши на это дело 2000 руб. В 1901 году на изысканные самим средства перестроил холодный храм, употребив на работы 6000 руб. В 1902 году сплошь обновил внутренность холодного храма, иконостас и стенную живопись, затратив из собственных средств 3000 руб. Всего же лично пожертвовано им на 6000 руб. и изыскано средств на переустройство и украшение храма в течение 4 лет службы 9000 руб. В 1903-04 гг. приобрёл для храма новый благовестный колокол весом 515 пудов (собравши на этот предмет более 9000 руб., причём сам пожертвовал 500 руб.). В 1907 году пожертвовал облачения для двух священников и дьякона и покровцы для священных даров из голубой бархатной парчи на серебряном фоне стоимостью 300 руб.»10

Помимо мастерской, А.В. Федосеев владел лавками, амбарами, кирпичеделательным заведением, торговал хлебом, бакалейными товарами. За заслуги по духовному ведомству был награждён серебряными медалями на Станиславской ленте. Являлся почётным блюстителем Покчинского двухклассного училища. Более 16 лет Алипий Васильевич служил старостой Благовещенской церкви с. Покча.

В настоящее время иконы, написанные покчинскими мастерами, можно увидеть в экспозиции Музея истории православной веры, в действующих храмах г. Чердыни и домах жителей Прикамья.

Осенью 2010 года Чердынь и Покчу посетила праправнучка Алипия Васильевича Федосеева – Ольга Борисовна Есилевич. Она подарила музею фотографии Федосеевых и поделилась новыми сведениями о том, как сложились судьбы детей большой семьи покчинского иконописца. Потомки Алипия Васильевича получили достойное образование. Один из них – Николай Валентинович Серебренников – стал писателем. Возможно, в скором времени выйдет в свет новая книга его воспоминаний о достойных сынах земли Пермской.

Мастера-иконописцы

______________________
1. Чердынский краеведческий музей. Фонд церквей Чердынского уезда. 1868. Л.1.
2. ПЕВ. – 1867. – С. 178-179.
3. Пласкина Н.Е. Иконописцы и иконостасные мастера в Коми крае (XVII – начало ХХ века). – Сыктывкар, 2010. – С. 147-148.
4. Чердынский краеведческий музей. Фонд церквей Чердынского уезда. 1875. Л.14.
5. Пласкина Н.Е. Указ. соч. С. 145-146.
6. Там же. С. 145-147.
7. ПЕВ. – 1898. – С. 23.
8. Чердынский краеведческий музей. № 3286/356.
9. Пласкина Н.Е. Указ. соч. С. 145-148.
10. Чердынский краеведческий музей. Фонд церквей Чердынского уезда. Опись Благовещенской церкви с. Покча. 1910. С. 134.